План работы на 2010/11 уч.год
Настоящий план работы составлен на основе статей следующих документов: Закона « Об образовании», Закона «О библиотечном деле», «Положении о библиотеке ГОУ».
I Вводная часть
Миссия библиотеки.
Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и формирования установки на ответственное и активное отношение к своему здоровью.
Основные цели библиотеки:
1.Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.
2. Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия.
3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
4. Организация систематического чтения обучающихся с учетом их культурных и языковых особенностей.
5. Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических, национальных особенностей обучающихся для развития межкультурного диалога и адаптации представителей культурных языковых групп в поликультурном обществе.
6. Совершенствование номенклатуры представляемых библиотекой услуг в аспекте культурного и языкового разнообразия на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов, организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учителей и учащихся.
Задачи библиотеки:
o Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов. Оказание помощи в деятельности учителей и учащихся в образовательных проектах.
o Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
o Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации.
o Сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователя. Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке.
o Развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения.
Основные функции библиотеки:
1. Формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
2. Предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.
3. Организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей.
4. Способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.
5. Содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
6. Приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.
7. Согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями ОУ, другими библиотеками, медиатеками для более полного удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации
I. Формирование фонда библиотеки
№
I |
Содержание работы |
Срок исполнения |
|
|
Работа с фондом учебной литературы
|
|
|
|
Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями на 2010/2011 учебный год. Составление справки по учебно-методическому обеспечению учебного процесса школы в Комитет по Образованию. |
Сентябрь-октябрь |
|
|
|
Приём и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу учебников в полном объёме согласно учебным программам. |
Май-июнь Август-сентябрь |
|
|
3. |
Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:
- Работа с библиографическими изданиями (прайс- листы, тематические планы издательств, перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования)
- Составление совместно с председателями МО бланка заказа на учебники с учётом их требований на 2010/2011 учебный год
- Формирование общешкольного бланка заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы и руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации
- Согласование и утверждение бланка-заказа на 2010/2011 год администрацией школы, его передача районному методисту
- Подготовка перечня учебников, планируемых в новом учебном году.
- Осуществление контроля над выполнением сделанного заказа
- Приём и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в КСУ, штемпелевание, запись в инвентарную книгу.
|
Ноябрь
В течение года
Февраль
Октябрь
Октябрь
Октябрь, май
В течение года
По мере поступления |
|
|
4. |
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников) |
Декабрь, Апрель |
|
|
5. |
Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ |
Октябрь-декабрь |
|
|
6. |
Изучение и анализ использования учебного фонда |
В течение года |
|
|
7. |
Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы |
В течение года |
|
|
8. |
Расстановка новых изданий в фонде. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в централизованную бухгалтерию |
В течение года |
|
|
9. |
Ведение тетради выдачи учебников |
Май, сентябрь |
|
|
10. |
Составить УМК на 2010/2011 учебный год |
Июнь |
|
|
№ |
Работа с фондом художественной литературы |
Срок исполнения |
|
|
1 |
Изучение состава фонда и анализ его использования |
Декабрь |
|
|
2. |
Своевременный прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений |
Постоянно в течение года |
|
|
2.1 |
Учет библиотечного фонда |
По графику инвентаризации материального отдела |
|
|
2.2 |
Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации |
По мере комплектования
|
|
|
2.3 |
Создание и ведение электронного каталога поступающей литературы |
Постоянно |
|
|
2.4 |
Списание недостающих изданий, оформление акта замены-утери. |
Октябрь-ноябрь |
|
|
2.5 |
Выдача документов пользователям библиотеки |
Постоянно |
|
|
3 |
Работа с фондом:
- оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, разделителей с портретами детских писателей, индексов), эстетика оформления
- соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах
- проверка правильности расстановки фонда 1 раз в год
- обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации
|
Постоянно в течение года |
|
|
4 |
Работа по сохранности фонда:
- организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности
- обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке
- организация работ по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива и ГПД
- составление списков должников 2 раза в учебном году
- обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. Раз в месяц устраивать санитарный день
- систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий
|
Постоянно в течение года |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Постоянно в течение года |
|
|
|
|
1 раз в месяц
Декабрь, май |
|
|
5 |
Списание ветхой художественной литературы и литературы по моральному износу |
Октябрь-декабрь |
|
|
6 |
Обеспечение работы читального зала |
В течение года |
|
|
№ |
Комплектование фонда периодики
|
|
|
|
1 |
Комплектование фонда периодикой в соответствии с образовательной программой школы Оформление подписки на 1 полугодие 2011 года Контроль доставки |
Октябрь |
|
|
2 |
Оформление подписки на 2 полугодие 2011 года Контроль доставки |
Апрель |
|
|
II. Справочно-библиографическая работа
№ |
Содержание работ
|
Срок исполнения |
1. |
Создать картотеку газетно-журнальных статей на основе выписанной периодики за 2009/2010 г.г., 2010/2011 |
В течение года |
2. |
Вести тетрадь учёта библиографических справок |
Постоянно |
3. |
Ведение электронного каталога нетрадиционных носителей информации |
Октябрь-декабрь |
4. |
Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся начальной и средней школы с применением новых информационных технологий См. темы занятий в разделе «Библиотечно-библиографические и информационные знания – учащимся» |
В течение года |
5. |
Составлять рекомендательные списки литературы, планы чтения по заявкам учителей и обучающихся к классным часам, юбилейным датам и праздникам. |
По заявкам |
6. |
Пролонгировать договор с ЦДБ Фёдоровского района, с ЦБ о получении бесплатной информационно-библиографической и методической помощи для учителей и обучающихся |
Сентябрь |
7. |
Формирование навыков независимого библиотечного пользователя как одного из условий саморазвития достоинства личности |
В течение года |
8. |
Обновление сайта школы (библиотеки) |
1 раз в две недели |
III. Работа с читателями
№ |
Содержание работ |
Срок исполнения |
I |
Индивидуальная работа |
|
1. |
Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала, родителей. |
Постоянно |
2. |
Обслуживание читателей в читальном зале: учителей, учащихся. |
Постоянно |
3. |
Рекомендательные беседы при выдаче книг |
Постоянно |
4. |
Беседы о прочитанной книге, статье и т.д. |
Постоянно |
5. |
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в библиотеку. |
По мере поступления |
6. |
Провести анкетирование учащихся начальной и средней школы по теме «Твои любимые книги» |
Январь-февраль |
7. |
Изучение и анализ читательских формуляров |
В течение года |
II |
Работа с родительским комитетом школы |
|
1. |
- Составление списка учебников, необходимых учащимся к началу учебного года для родительских комитетов
- Методическая помощь в проведении родительских собраний.
- Работа с родительским комитетом по комплектованию фонда библиотеки в рамках акции родителей «Подарим библиотеке книжку»
- Провести анкетирование родителей на родительских собраниях по теме «Что и как читают наши дети?»
|
Апрель - май
По плану школы
Январь
Январь |
III |
Работа с педагогическим коллективом |
|
1. |
Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах. |
На педсоветах |
2. |
Консультационно-информационная работа с МО учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году. |
Апрель |
3. |
Оказание методической помощи к уроку |
Весь год |
4. |
Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям для подготовки школьных газет |
По требованию МО и педагогов |
IY |
Работа с учащимися |
|
1. |
Обслуживание учащихся согласно расписанию работы библиотеки |
Постоянно |
2. |
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям) |
1 раз в четверть |
3. |
Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о культуре чтения книг.
Объяснить об ответственности за причинённый ущерб книге или учебнику. |
Постоянно |
4. |
Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя. |
Постоянно |
5. |
Ознакомление школьников с мультимедиа ресурсами, имеющимися в фондах школьных библиотек |
В течение года |
6. |
Принять участие в ежегодном районном литературном конкурсе «Мы дети одного Отечества» |
По плану УО |
Y. |
Библиотечно-библиографические и информационные знания – учащимся Темы:
- Организовать экскурсию в школьную библиотеку учащихся 1-х классов на тему «Откуда пришли буквы?» с показом наглядного материала. Знакомство с библиотекой, конкурс литературных загадок. Торжественное вручение подарков. Запись в библиотеку.
- Структура книги: внешнее и внутреннее оформление книги – 2-е классы
- «Говорящие обложки» - самостоятельный выбор книги в школьной библиотеке. Художники-иллюстраторы детских книг – 2-е и 3-е классы
- Твои первые энциклопедии, словари, справочники: обзор. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, указатели – 3-4 классы
- История книги. Древнейшие библиотеки – 3,4,5 классы. Мультимедийная презентация с викториной.
|
Ежегодно в октябре
Ноябрь
Ноябрь-декабрь
Март
Март |
YI. |
Массовая работа Выставочная деятельность.
Цель: Раскрытие фонда, пропаганда чтения. Вызвать интерес к предмету через литературу. Через книгу помочь учащимся в образовательном процессе. |
|
1. |
Плановые ежегодные выставки: |
|
|
- «Знакомьтесь – духовная книга!» Православные традиции в русской литературе.
- Ежегодная плановая выставка «Читать – это модно!» с рекомендательными списками литературы (в рамках Программы Чтения)
- Мой край - моя судьба
- Для вас, почемучки.
- Россия – Родина моя!
- Профессий много – выбери одну.
- «С Новым годом! С Рождеством!» с показом старых ёлочных игрушек.
- Организовать в библиотеке выставку, посвященную мировой классике в целях пропаганды классических произведений для подростков (в рамках Программы Чтения)
|
Сентябрь
Октябрь
Октябрь Весь год
Апрель - май
Январь
Февраль |
2. |
Выставки в помощь учебному процессу: |
|
|
- Выставки учебных изданий по предметным неделям
- В помощь учителю. (выставка – обзор)
|
По плану |
3. |
Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей: |
|
- «Есенин, Родина, Музыка» -115 лет со дня рождения поэта.
- Жизнь и творчество Ивана Бунина -140 лет со дня рождения.
- Путь к истине – 120 лет со дня рождения М.А.Булгакова.
|
Октябрь (03.10.) Октябрь (22.10)
Май (15.05) |
4. |
Воспитание здорового образа жизни |
|
|
1. Создание папки материалов на тему «Искусство быть здоровым»
2. Книжная выставка «Если хочешь быть здоровым»
3. У опасной черты (беседа) |
В течение года
Сентябрь – декабрь
Январь |
5. |
Нравственное воспитание |
|
|
- Всякая душа празднику рада (обзор – викторина на тему русских праздников)
- «Нет дерева сердцу милей…» (праздник русской березки)
- Азбука нравственности (беседа о культуре поведения)
|
Ноябрь
Апрель
В течение года |
6. |
Экологическое воспитание |
|
|
- Создание тематической картотеки «Наша планета в опасности»
- Провести экологическую игру «Поле чудес» на тему «Земля - наш общий дом» среди учащихся начальной школы.
- Колокола тревоги! (устный журнал, презентация)
|
В течение года
Март-Апрель
Декабрь |
7. |
Эстетическое воспитание: |
|
|
- Организовать для начальной школы конкурс загадок по сказкам писателей-юбиляров (Джанни Родари, Вильгельма Гримма)
· Чем красив человек (беседа)
· Как прекрасен этот мир (диспут)
· Друг мой музыка (выставка)
· Дверь в волшебный мир (литературно – музыкальная композиция) |
Февраль-март
Сентябрь
Февраль
Апрель
Ноябрь
|
8. |
Патриотическое воспитание: |
|
|
- Литературно – музыкальная композиция: «На солнечной поляночке»
- Организовать викторину для 2-4 классов по истории Великой Отечественной войны и провести обзор книг по военно-патриотической тематике
- Книжная выставка: «Дорогами войны»
|
Апрель
Апрель
Май |
9. |
Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам |
|
|
1.День Знаний (помощь в подготовке праздника) |
Сентябрь |
|
2.День Учителя в России (помощь в подготовке праздника) |
Октябрь |
|
3.Прощание с Азбукой (подбор стихотворений, сценариев) |
Март |
|
4.Новогодние праздники (подбор сценариев к классным часам) |
Конец декабря |
|
5.День Защитника Отечества (подбор стихотворений для классных часов) |
Февраль |
|
6.Международный женский день. Подбор стихов, песен,
сценарий. |
Март |
|
7.9 мая – День Победы. Подбор песен и стихов к концерту для встречи ветеранов. |
Май |
IV. Повышение квалификации
№ |
Содержание работ |
Срок выполнения |
1. |
Участие в районных совещаниях, проводимых управлением образования района. |
1-2 раза в месяц |
2. |
Подготовить и провести семинары школьных библиотекарей |
По плану РМО |
V. Взаимодействие с библиотеками района
№ |
Содержание работ |
Срок выполнения |
1. |
Сотрудничество по обслуживанию школьников ЦДБ и ЦБ: Формы работы:
- Экскурсии по библиотеке
- Экскурсии по музею
- Тематические беседы
- Библиографическая помощь
- Проведение массовых мероприятий
|
В течение года |
2. |
Заключить договор о социальном партнерстве с ЦДБ и ЦБ Программы поддержки и развития чтения на 2010/2011 учебный год |
Сентябрь |